Rambler's Top100
Photosight Russian Awards
К.Петров-Водкин: «Богоматерь Умиление злых сердец». Возвышенное и земное

«К.Петров-Водкин: «Богоматерь Умиление злых сердец». Возвышенное и земное»

Хотите проголосовать за эту фотографию?
Отправьте СМС с текстом «ps v 3414858» на короткий номер 7375 (для России). Для других стран - подробности тут.
Не хотите видеть этот баннер при просмотре фотографий?

Зарегистриуйтесь!
Размещена: 28.09.2009 00:07
В избранном 4
7
17
0
3
0
Голосование за фото закончено.
Голосовать можно только в течении полугода с момента загрузки фтографии.
Комментарии пользователей
0
Daath 28 сентября 2009, 00:09:03
Кузьма Петров-Водкин (1878-1939) – живописец, график, теоретик искусства. Представитель авангарда. Ранний период творчества отмечен увлечением символизмом. К 1910 г. сформировалась его индивидуальная философско-живописная система построения пространства – «сферическая перспектива». Она отражает идею взаимосвязи микромира Земли и макромира Вселенной. Восприятие любого фрагмента земного сюжета на картине происходит как бы с космической точки зрения. Этот художественный прием как будто вводит зрителя внутрь изображения, чтобы он мог ощупать взглядом каждый предмет. Попадая воображением в центр пространства картины, лучи зрения расходятся по окружности во все стороны, охватывая все в нем и создавая эффект объемного видения.
В своем творчестве К.Петров-Водкин объединил философский взгляд на мир, традиции русской иконописи и систему трехцветья. Он заметил, что наиболее сильное эмоциональное воздействие оказывают три основных цвета – синий, желтый, красный. На этих чистых цветах он стал строить цветовую гармонию своих картин. Считал: что если чистые цвета поглощают все оттенки, значит, живопись вместо фиксирования мимолетного и случайного начинает выражать вечность. Писал: «Искусство есть свечение человеку на рубежах холодных пространств, оно одно, могущее дать ясность человеческому духу в страшном молчании мира, до божественного бессмертия поднимающее мысль».
К.Петров-Водкин умел читать судьбу по лицам людей. Образы картин приходили к нему сначала во сне, потом он рисовал их и только позже понимал их значение. Когда началась Первая мировая война, художник воскликнул: «Ах, вот почему я написал картину «Купание красного коня»!». В сложной духовной атмосфере тех лет картина, написанная в 1912 г., воспринималась как предчувствие исторических перемен. Его «Красный конь» был воспринят как символический образ Судьбы России.
Образ Небесной Заступницы России - «Богоматерь Умиление злых сердец» он написал в 1914-1915 г., желая остановить войну. На картине солирует красный цвет. В иконах красный - огонь, синоним высоты духа, его красоты. В категориях времени ему соответствует современность, синему – прошлое, желтому – будущее. Эта картина находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
В своих монументально-декоративных работах (росписи в храме Василия Златоверхого в Овруче, Морском Никольском соборе Кронштадта, росписи и витраж в Троицком соборе города Сумы) Петров-Водкин проявил себя, как мастер «церковного модерна».
После смерти художника его творчество было вычеркнуто из советского искусства и только в 1960-х годах заново открыто и осознано.
…….
Дом, на внешней стене которого недавно появилась икона, расположен напротив Храма Христа Спасителя. Там по адресу: Волхонка, 18 находится Институт русского языка им. В. В. Виноградова Российской Академии наук. За поворотом – Гоголевский бульвар. Небо в этот дождливый день было именно таким - почти бесцветным. Столб, который очень мешал, с камерой наблюдения на нем, в итоге, тоже вписался в сюжет на тему возвышенного и земного. Наблюдения…
…….
О жизнь! Ты миг, но миг прекрасный,
Миг невозвратный, дорогой,
Равно счастливый и несчастный
Расстаться не хотят с тобой.
Ты миг, но данный нам от Бога
Не для того, чтобы роптать
На свой удел, свою дорогу
И дар бесценный проклинать.
Но чтобы жизнью наслаждаться,
Но чтобы ею дорожить,
Перед судьбой не преклоняться,
Молиться, веровать, любить.
А.Апухтин
…….
Верь в великую силу любви!..
Свято верь в ее крест побеждающий,
В ее свет, лучезарно спасающий,
Мир, погрязший в грязи и крови,
Верь в великую силу любви!
С.Надсон
…….
В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко -
И верится, и плачется,
И так легко, легко...
М.Лермонтов
…….
Чем доле я живу, чем больше пережил,
Чем повелительней стесняю сердца пыл,
Тем для меня ясней, что не было от века
Слов, озаряющих светлее человека:
«Всеобщий наш Отец, который в небесах,
Да свято имя мы Твоё блюдём в сердцах,
Да прийдет царствие Твоё, да будет воля
Твоя, как в небесах, так и в земной юдоли,
Пошли и ныне хлеб насущный от трудов,
Прости нам долг: и мы прощаем должников,
И не введи Ты нас, бессильных, в искушенье;
И от лукавого избави самомненья».
А.Фет
……..
Образ твой, мучительный и зыбкий,
Я не мог в тумане осязать.
"Господи!"- сказал я по ошибке,
Сам того не думая сказать.
Божье имя, как большая птица,
Вылетало из моей груди.
Впереди густой туман клубится,
И пустая клетка позади.
О.Мандельштам

0
Brend@ 28 сентября 2009, 01:11:37
Очень бережная к теме тонкая и даже изящная работа! Прекрасно!
0
Daath 28 сентября 2009, 01:22:44
Спасибо, Светлана! Такой отклик мне очень дорог!
0
Марина Серазидинова 28 сентября 2009, 03:13:47
Поразительно - икона на стене! Это хорошо!
0
Daath 28 сентября 2009, 09:46:44
Спасибо, Марина!
Пока фотографировала, обратила внимание на реакцию прохожих: все, проходя мимо, приостанавливались или поворачивали голову в сторону картины, затихали. Особенно понравилась реакция детей – любопытство и серьезность на лицах в этот момент.
0
Марина Серазидинова 28 сентября 2009, 18:37:21
Говорят, что икона - это окно в мир духовный... Очень хорошо, что детки смотрят в это окно...

...Всё это кистью достохвальной
Андрей Рублев мне начертал,
И этой жизни труд печальный
Благословеньем Божьим стал.
(Н.Гумилев)
0
Daath 29 сентября 2009, 10:46:30
Спасибо, Марина, за умное, поэтичное дополнение темы!
Думаю, что любое искусство - творчество, в которое вложены энергия души и добрые помыслы, в той или иной мере, приглашают войти в мир духовный, подключиться к его тонким вибрациям - стать лучше, чище, светлее.
0
Daath 01 октября 2009, 01:12:11
О Поле любви: www.photosight.ru/photos/2967967/
О целительной силе искусства: www.photosight.ru/photos/2906765/
О таинстве творчества: www.photosight.ru/photos/2763469/
0
Анна Чередниченко 28 сентября 2009, 06:55:03
Про икону и комментарий - молчу,это нада в крайнем случае хотя бы понимать, а нелюбить - ОРГИНАЛЬНО!!!!!!!!!!!
0
Daath 28 сентября 2009, 10:12:35
Спасибо, Анна!
Стихи в комментарии подбирала так и в том порядке, что бы они поэтическим словом помогли выразить то, о чем обычными словами сказать сложно. Все они мне очень нравятся. А художник сам был верующим человеком. Он писал так: Искусство должно не учить, не развлекать, а светить.
0
Sergey Bogomolov 28 сентября 2009, 08:20:52
Работа нравится!
0
Daath 28 сентября 2009, 10:14:14
Спасибо, Сергей!
0
Леди Л 28 сентября 2009, 08:52:25
Петров-Водкин просто чудо!
что касается нижней иконы, я думаю, не место такой картине на улице. Да еще в раме. Да еще интимный момент. Туда бы фреску или мозаику. А то жалко как-то.
0
Daath 28 сентября 2009, 10:47:45
Спасибо, Людмила, за отклик! Мне тоже очень нравится эта картина Петрова-Водкина.
Фотография сделана в августе прошлого года. Этот дом находится на пути к Храму Христа Спасителя. Когда увидела, да еще в дождь, первая реакция – удивление. Потом от знакомых узнала, что это не единственное место в Москве, где на стенах домов появляются картины. Это, скорее всего, копии, сделанные начинающими живописцами. Реакция на это явление – спорная, но больше позитивная.
В этой суете сует большого города вдруг что-то выдергивает человека из этой суеты, как будто приглашая войти в мир собственной души, прислушаться к себе. Эти картины под открытым небом – как «мужественные посредники», проводники – среди уличного гама зовущие людей хоть как-то, на минуту отвлечься от мыслей о материальном и повернуться душой к миру духовному.
0
mozzevel 28 сентября 2009, 13:03:54
Прежде всего, это стилистика, чуждая православному искусству (и напротив храма Христа Спасителя))... Именно это меня слегка озадачило... Но если отвлечься от мелочей - всё равно хорошо - пусть чаще человек вспоминает о Господе!
0
Ale,X?! 28 сентября 2009, 15:50:39
Что значит "стилистика, чуждая православному искусству" ?! ?!
Хоть РПЦ и держится обеими руками за догмы, тем не менее ею не порицались живописные полотна на библейские темы - достаточно вспомнить картины Иванова, Ге, Нестерова, Крамского, Брюллова и многих других. Часто совершенно бредовые догмы сидят только в головах "истинно верующих" прихожан, путающих понятия "вера" и "церковь", и имеющих о них весьма примитивно-расплывчатые представления ...
Именно потому, что большинство народа у нас далеки от веры, такие полотна "озадачивают". А в Италии, например, образа богоматери и святых на домах естественнен: www.photosight.ru/photos/2828676
0
Daath 28 сентября 2009, 23:13:08
Спасибо, Алексей, за интересное дополнение! Посмотрела Вашу работу. Любопытная получилась перекличка: Рим – Москва.
0
mozzevel 01 октября 2009, 11:39:27
Я имел в виду именно КОРМЯЩУЮ ГРУДЬЮ Богородицу, это не характерно для Православного стиля иконописи...))
Конечно, некоторые русские художники немало переняли у западной школы живописи...
0
Daath 01 октября 2009, 12:04:25
Я сразу поняла, что Вы именно это имели в виду. Вспомнила, что не упомянула о существенной детали: Этот дом с картиной (Волхонка, 18) находится не только на пути к Храму Христа Спасителя, но и на пути к Государственному музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Волхонка, 12) на той же стороне улицы.
0
Ale,X?! 01 октября 2009, 22:53:38
Да, у РПЦ жесткие каноны иконописи, но ведь эта картина - не икона, а понятие "искусство" все же гораздо шире и включает в себя и полотна православных художников ... Но тут есть и еще аспект - все ж вера изначально одна - христианская, и лишь стараниями церкви (из-за спора о первопрестольности) она была расколота на два лагеря ...
0
Daath 01 октября 2009, 23:47:37
Мне все-таки кажется, что и вера, независимо от принадлежности к тому или другому «лагерю», и искусство, которое обращается к душе человека, стремятся, в основном, к одному и тому же: напомнить людям о вечных ценностях - о любви к ближнему, о доброте, помочь человеку найти свет в собственной душе.
0
Ale,X?! 02 октября 2009, 18:40:49
Да, согласен ... хотя в искусстве бывают и рецидивы в творческих поисках 8))
0
Daath 06 октября 2009, 15:50:03
И Вольтер о том же: «Если Бога нет в нас, то его нет нигде».
0
Daath 29 сентября 2009, 11:19:59
Я тоже думаю, хорошо, что картина появилась там. А по поводу стилистики: Так у Петрова-Водкина образ Богоматери тоже не вполне канонический, написан в духе символизма. Но насколько он прекрасен – как будто светится изнутри!
0
Арина Кузнецова 28 сентября 2009, 11:03:49
с радостью посмотрела и прочитала, как всегда, Ваш выбор текстов и картинок безупречен...) Спасибо!!! интересно про чистые цвета (я не читала теоретических работ Петрова-Водкина, может быть, у Вас есть хорошие ссылки?). Подумалось, что такой художник, как Моранди, поставил в центр именно мимолетное и через него выразил вечное. так мне кажется, но м.б. я ошибаюсь.
0
Ale,X?! 28 сентября 2009, 16:30:59
Можно почитать его автобиографические повести "Хлыновск" и "Пространство Эвклида", в которых он широко развил свои взгляды на природу и возможности искусства.
0
Арина Кузнецова 29 сентября 2009, 01:55:17
спасибо большое, поищу!
0
Daath 28 сентября 2009, 22:14:54
Спасибо, Арина, за Ваш отклик!
В 1991г. издательство «Советский художник» выпустило книгу К.Петрова-Водкина «Письма. Статьи. Выступления. Документы».
Джорджо Моранди удавалось выразить вечное, на мой взгляд, через умение созерцать, неспешный взгляд, позволяющий видеть своеобразие жизни в самых простых вещах.
0
Арина Кузнецова 29 сентября 2009, 01:57:04
вы правы, спасибо! постараюсь книгу найти, когда буду в России.
0
Daath 29 сентября 2009, 23:04:01
Извините, Арина, только сейчас догадалась, что Вы спрашивали о ссылках в Интернете. Дело в том, что, когда я пишу свои заметки о художниках, творчество которых пронизано определенной идеей, то пересматриваю достаточно большой материал, из которого выбираю самое интересное и важное. Затем все это собираю в своеобразную информационную зарисовку на конкретную тему. Крупицы наиболее интересной информации о творчестве К.Петрова-Водкина, кроме вычитанной из книг, попадались в статьях:
www.kozma-petrov.ru/biogr2.php
net.eurekanet.ru/yellow/info/588.html
www.exposter.ru/vodkin.html
www.thewalls.ru/vodkin/redcolor.htm
www.synnegoria.com/tsvetaeva/WIN/silverage/painter/petrovvodkin.html
www.artonline.ru/encyclopedia/465
www.tvkultura.ru/news.html?id=271014
www.samopoznanie.net/lessonsWe22.html
0
Арина Кузнецова 30 сентября 2009, 10:48:38
Огромное Вам спасибо!!!!)))
0
Виктор Фомин 28 сентября 2009, 11:15:17
Поздравляю с очередной творческой удачей. Пронзительный образ и глубокая мысль. Умение видеть возвышенное в земном - удел бодрствующих и зрячих.
0
Daath 28 сентября 2009, 22:26:40
Спасибо, Виктор! Благодарна Вам за Ваш отзыв! С большим интересом читаю Вашу книгу «Первоосновы посвящения». Интересно, познавательно, умно.
0
mozzevel 28 сентября 2009, 13:07:55
Покров Богородицы над нами! Спасибо, Алиса за очередную тему для размышления!
Петрова-Водкина люблю...
0
Daath 28 сентября 2009, 22:34:14
Спасибо за интерес к моим работам!
0
филинс 28 сентября 2009, 16:09:45
Удивительно: даже случайная прохожая поддержала своей красной кофточкой Тему! :)
Очень интересно и прочитать, и увидеть Ваш взгляд!
0
Daath 28 сентября 2009, 22:43:49
Спасибо! Первоначально было искушение к названию: «Возвышенное и земное» добавить «Женщины в красном», но потом подумала, что это было бы не совсем корректно по отношению к прекрасному образу Богоматери, как будто парящему над мирской суетой.
0
Alex-andr 28 сентября 2009, 16:16:04
!+
0
Daath 28 сентября 2009, 22:45:19
Спасибо, Александр!
0
оАзис 28 сентября 2009, 16:39:44
Очень люблю этого художника, приятно было через Вашу оригинальную работу вновь соприкоснуться с ним!
0
Daath 28 сентября 2009, 22:47:27
Спасибо, Михаил!
0
Наталия Казакова 28 сентября 2009, 17:12:12
Хорошо! И картина нравится! И как она возвышается над миром!
0
Daath 28 сентября 2009, 22:53:32
Спасибо, Наталия! Мне это увиделось тоже, именно поэтому работа получилась «двухъярусной».
0
evgwar 28 сентября 2009, 19:12:44
Оригинальная работа, интересная:)
0
Daath 28 сентября 2009, 22:54:45
Спасибо, Евгений!
0
Valery(Isr) 28 сентября 2009, 19:16:59
Прекрасный художник-Петров-Водкин!
0
Daath 28 сентября 2009, 22:55:26
Согласна с Вами, Валерий!
0
Александр Кудрявцев 28 сентября 2009, 20:38:36
Прекрасная работа.
0
Daath 28 сентября 2009, 22:56:47
Спасибо, Александр!
0
Владимир Кучинский 28 сентября 2009, 22:10:17
Как всегда интересная композиция!
Хорошо, что чуть больше будничной суеты захватили в сюжет вокруг иконы!
0
Daath 28 сентября 2009, 23:02:07
Спасибо, Владимир! Именно поэтому остановилась на этом кадре. Выбирала из нескольких, на одном из них – мальчик, внимательно рассматривающий картину на стене, но там не было видно улицы.
0
CRIZ 29 сентября 2009, 11:55:33
**! !
0
Daath 29 сентября 2009, 14:40:46
Спасибо, Александр! Рада Вам!
здорово, интересно вышло!
О+!!!
0
Daath 29 сентября 2009, 14:43:20
Спасибо, Александр! Приятно, что работа понравилась!
0
Татьяна Селена 29 сентября 2009, 16:00:13
какие у нас были Великие мастера, замечательная работа! а с иконой на стене тоже не согласна, как то не смотрится великолепная нежная работа на грубой стене, место ей конечно в храме или дворце!
0
Daath 29 сентября 2009, 19:23:42
Спасибо, Татьяна, что заглянули!
Да, мнения по поводу этого новшества - разные. Не знаю, осталась ли картина там сейчас - поеду, посмотрю. Но, наверное, хорошо уже то, она успела кого-то удивить, кого-то порадовать, кого-то пригласила задуматься, необычностью своего появления вырвав из городской суеты. Думаю, прохожие так же, как я, запомнят встречу с этой картиной под открытым небом.
0
aniseneka 30 сентября 2009, 10:13:23
Здравствуйте, Алина! Посмотрела Вашу работу и сопровождение. И думаю я так. Во-первых момент изображённый на картине не интимный, а классический. И сюжет подан очень целомудренно и бережно. Ей там место. Наш народ НАДО НАДО НАДО приобщать к прекрасному. И замечательно, что она на всеобщем обозрении.Наш народ практически не образован, но прерасен своей чувствительностью, добротй И многим другим, что находится у него где-то глубоко. Пора вытаскивать. И делать это нужно именно так. Наглядно, а не словами.Я , прочитав Условия, долго молчала и сердце моё впитало каждое слово. Это не просто стихи - это гимн.Это направление человека, к ЧЕМУ душа должна стремиться.И мне это очень созвучно. Спасибо, Алина , за эту работу.Я взяла её в избранные, потому что потрясена её духовностью. Екатерина.
0
Daath 30 сентября 2009, 11:59:14
Спасибо, Екатерина! Ваши мысли обо всем, что Вы написали, мне очень созвучны. И слова Вы нашли хорошие – точные и от души. Спасибо, что отметили стихи: Их отбор и порядок расположения не случаен – мною продуман и прочувствован.
0
aniseneka 30 сентября 2009, 10:28:25
Да! ...Поставила "затрудняюсь" , потому-что эту работу трудно оценить ХОТом, а буквы Д- нет ( духовность).
0
Daath 30 сентября 2009, 12:34:06
Спасибо! На самом деле каждая моя работа здесь, по-своему, – это обращение души к душе зрителя. Информация и тексты, которые рождаются к ним, - приглашение к размышлениям. Порой меня удивляют некоторые люди, которые хотят видеть в них всего лишь, к примеру, что-то «пересвеченное», не желая даже на минутку остановиться и подумать, что в работе совсем не это главное. Но таких не много.
Отрадно, что моя страница собирает думающих, тонко чувствующих людей, творчество которых мне тоже очень интересно.
0
А.А.С. 04 октября 2009, 14:58:56
Живопись в народ!
0
Daath 04 октября 2009, 18:10:35
Да, так странно и необычно, но, думаю, с лучшими намерениями.
Спасибо, Анатолий, за отклик!
0
шатов олег 15 октября 2009, 20:18:22
Духовное окно! Обычных-миллионы, а такие -единицы! Тонкий намек...
0
Daath 15 октября 2009, 22:01:12
Да, Олег. Хорошо сказали! Спасибо за отклик!
0
Daath 25 ноября 2009, 03:34:20
Тема, затронутая здесь, перекликается с другими моими работами:
www.photosight.ru/photos/3495396/ - «А.Лентулов: Василий Блаженный»;
www.photosight.ru/photos/2890145/ - «М.Иванов: Московский пейзаж»;
www.photosight.ru/photos/3131000/ - «Рене Магритт: Принцип удовольствия»;
www.photosight.ru/photos/3477993/ - «Времена года: между ними – столетие»;
www.photosight.ru/photos/2861765/ - «Н.Крымов: После весеннего дождя»;
www.photosight.ru/photos/2975701/ - «Гюстав Кайботт: На рыбалке. В начале зимы - о
весне»;
www.photosight.ru/photos/3477447/ - «И осень прекрасна, когда на душе весна»;
www.photosight.ru/photos/3469076/ - «Весна, лето, осень, зима… и снова весна».
Вы не можете комментировать фотографию - по правилам Фотосайта комментарии могут быть добавлены в течение полугода с момента размещения фотографии.